Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы их деятельности. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть - интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляет молодёжь. Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете может находиться информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, нарушение процесса социализации, но и развитие зависимого поведения.
Дети и подростки проявляют повышенный интерес ко всему новому, яркому, необычному, они более подвержены внешнему влиянию, более любопытны, чем взрослые и используют интернет в качестве одного из наиболее универсальных способов исследования и познания окружающего мира. Однако такие психологические особенности, как недостаточная развитость саморегуляторных механизмов, слабый волевой и эмоциональный контроль, импульсивность поведения делают их наиболее уязвимыми для информационных и программно-технических угроз. Отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск подростков стать жертвой онлайн - угроз, таких как:
- онлайн-насилие,
- мошенничество,
- порнография,
- получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
Тревожная статистика:
- более 28%опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в сети.
- 17%без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье - место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д.
- о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются.
- 22%детей периодически попадают на сайты для взрослых.
- 28%детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали купить, а 11%- пытались купить наркотики.
- около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.
В виртуальной среде подростки стремятся расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем реального мира, дать выход накопившимся эмоциям, интересно провести время. Нарушения социальной адаптации и недостаточное внимание со стороны родителей делают виртуальный мир наиболее предпочтительным для подростка. Отсутствие реальных интересов и целей в жизни вызывает нарушение баланса в восприятии действительности и тогда киберпространство становится для него более значимым, чем действительная жизнь. В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального планов (отсутствие общественных и правовых законов, действующих в реальности). Подростки на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, и т.д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что они начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни.